Роман Песковец: помощь пациентам стимулирует на движение вперед

11 сентября 2023

Роман Песковец, заведующий пульмонологическим отделением, врач-терапевт первой квалификационной категории, врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук рассказал, в какой области медицины врач может творчески мыслить, почему  заслужить доверие и уважение пациента – кропотливый труд, а помощь людям – стимулирует на движение вперед.

 

Расскажите о выборе профессии, почему решили стать врачом. Никогда не жалели о своем выборе?

 

- Думаю, что карьера врача является одной из самых распространенных профессий, о которой мечтают в детстве. Также и я, сколько себя помню, еще с ранних лет знал, что буду доктором и ни капли в этом не сомневался. Что повлияло на мой выбор? Вряд ли это гуманизм и стремление «помочь всем и каждому», о которых обычно принято говорить, отвечая на данный вопрос. Ведь перед поступлением в ВУЗ я был достаточно молод и человеческий альтруизм, отнюдь, не мог стать движущей силой в решении этого вопроса.

 

Думаю, прежде всего, это большой интерес к естественным наукам – физике, химии и биологии, проявившийся еще со школьной скамьи. Мне всегда хотелось понять, как устроено человеческое тело, как движется кровь по сосудам, как сокращается сердце и т.д. и одного учебника по анатомии человека за 9 класс было явно мало. Конечно, и мои родители, моя бабушка – врач-травматолог и доцент соответствующей кафедры в нашем ВУЗе, тоже привнесли огромное влияние и направили меня на верный путь при выборе специальности. Так я и стал доктором. И когда меня спрашивают, жалею ли я о своем выборе, то всегда отвечаю, что профессии интереснее и благороднее моей — на свете просто нет.

 

С чего началась Ваша работа в больнице Святого Георгия? Почему именно пульмонология?

 

- Свою работу в больнице Святого Георгия я начал с работы врачом-терапевтом 1-го терапевтического отделения, тогда я и прошел специализацию по профилю «пульмонология». Почему же именно пульмонология? Давайте сравним две области терапии, в которой мне чаще всего пришлось сталкиваться в своей работе – это пульмонология и кардиология. Кардиология сейчас развивается по очень жестким доказательным стандартам и критериям, где четко определены показания по препаратам для той или иной когорты пациентов. Забыл назначить статины или аспирин после инфаркта миокарда – «расстрел», не назначил ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента пациенту с сердечной недостаточностью – ухудшил его прогноз, сократил сроки жизни. Могу предположить, что в недалеком будущем работу кардиолога в районной поликлинике сможет заменить машина ЭВМ.

 

В пульмонологии же до этого еще далеко, ведь сейчас в ней гораздо больше неизведанного – очень много нерешенных вопросов в отношении ведения пациентов с интерстициальными заболеваниями легких, назначения гормональной, антифибротической терапии этой группе пациентов. Постоянно претерпевают изменения зарубежные и российские гайдлайны по ведению пациентов с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких. То, что изначально трактуется банальным воспалением легких, может оказаться вовсе не пневмонией, а тяжелым фибротическим процессом. В этой области медицины врачу еще позволяется творчески мыслить, а не шаблонно следовать прописанным алгоритмам. Этим она меня и привлекает.

 

Как Вы считаете, с пандемией изменилось отношение к врачам? Пациенты стали более ответственно относиться к своему здоровью?

 

- Отношение пациентов к врачу всегда было «краеугольным камнем» медицинской этики. Особенно это касается врачей терапевтической специальности, ведь если труд хирурга, зачастую, можно лицезреть сразу или почти сразу, то в нашем деле необходимо, чтобы прошло время. Давайте задумаемся, чего сегодня ждут наши пациенты от врача? Эта «формула» довольно проста: пациенты хотят, чтобы все лечение было быстрым, эффективным и, желательно, покрывалось за счет средств обязательного медицинского страхования. А можете ли вы назвать хоть одно заболевание, которое соответствовало этим запросам? Мне на ум приходит только острый аппендицит или холецистит, и оба они, отнюдь, не терапевтического профиля.

 

Поэтому сегодня заслужить доверие и уважение пациента врачу терапевтической специальности – это довольно долгий и кропотливый труд, будь он пульмонолог или терапевт. Что касается пандемии, то действительно, был период, когда врача «красной зоны» стали ценить и превозносить, но лично для меня было вполне очевидным, что рано или поздно все вернется «на круги своя» - цениться будет тот врач, который обладает багажом знаний и глубокой эмпатией к пациенту. В этом плане я не ошибся: на мой взгляд, отношение пациентов к докторам сейчас точно такое же, как было и до пандемии. Для меня пандемия запомнилась другим – тем, что до нее я никогда не видел такой сплочённости внутри нашего больничного коллектива. Когда все: и хирурги, и терапевты, и неврологи консолидировались, работая как единое целое для решения одной задачи, причем справились мы с ней довольно успешно.

 

Касательно вопроса об ответственном отношении населения к своему здоровью: сегодня я этого просто не вижу. От очень многих пациентов я слышу удручающую фразу: «Я курю, поэтому не заболел ковидом». К сожалению, жизнь наша с вами такова, что мы начинаем задумываться о своем здоровье и о здоровом образе жизни лишь тогда, когда приобретаем то или иное хроническое заболевание, будь то артериальная гипертония или сахарный диабет. Тогда люди начинают больше двигаться, ежедневно измерять давление, меньше потреблять сахара и так далее. А у многих ли из нас COVID-19 перешел в хроническую форму? Конечно, нет, ведь ковид — это острое инфекционное заболевание и лишь у малого числа из переболевших наблюдаются какие-либо осложнения, например, тяжелые фиброзные изменения в легких. На сегодняшний день итоги пандемии подведены и опубликованы – кардинальных долговременных изменений образа жизни среди нашего населения, увы, не произошло. Да, большинство россиян позитивно относятся к принципам здорового образа жизни, но лишь малая часть его придерживается – не более 20%.

 

Что для Вас является источником жизненных сил и энергии? Кто или что двигает Вас на стремление вперед?

 

- В начале сентября в мою палату попала пациентка со знакомой фамилией. На обходе я сразу вспомнил эту женщину: она страдает бронхиальной астмой и прошлым летом лежала в этой же палате с тяжелым обострением. Помню, как тогда стоял перед ней и долго убеждал, что ей жизненно важно регулярно пользоваться ингаляционными гормонами, ведь без них лечение астмы обречено на провал, чему она всячески противилась. Выписывая ее, очень сомневался, надолго ли хватит ее до повторной госпитализации. Но услышав от нее, что она целый год прожила без обострения и когда она достала из сумочки тот самый «злосчастный» ингалятор, что был ей прописан, то сказать, что я приятно удивился – значит ничего не сказать. Вот именно такие моменты, которые позволяют мне осознать, что мой труд не проходит даром, что ты не просто стандартно и рутинно делаешь свою работу, как робот, а действительно помогаешь людям – это дорогого стоит и именно это и двигает меня на стремление вперед. А еще я научился не загонять себя в какие-либо рамки и не жить стереотипами, не расстраиваться из-за того, что раньше могло меня огорчить, проще относиться к жизни. Не смог в спортзале отжать от груди заданный вес – не беда, не к восхождению на Олимп я готовлюсь, получится в другой раз; научную статью не принимают к публикации из-за вредного рецензента – бывает, что не всегда люди сходятся в своих мнениях, благо научных журналов сегодня большое множество.